Меню KDT
kz ru en

введите текст

Образовательный вектор развития человеческого капитала

Сегодня часто говорится о человеческом капитале, необходимости улучшения его качества для повышения конкурентоспособности нашей экономики

Сразу хотелось бы внести ясность, что такое человеческий капитал, почему в наиболее конкурентных странах он лучше, чем у нас.
 

Мы знаем, есть три вида капитала. Природный капитал – это природные ресурсы, используемые в производстве. Физический капитал – то есть машины, оборудование, сооружения, запасы, необходимые для производства товаров и услуг. И, наконец, человеческий капитал, который измеряется нематериальными, интеллектуальными активами. К ним относятся IT-продукты, объекты интеллектуальной собственности и экономической компетентности – это всевозможные компьютерные программы, результаты НИОКР, авторские права, ноу-хау, технологии рекламы, маркетинга и так далее. Эти активы существенно повышают эффективность управления, бизнеса, в разы увеличивают добавленную стоимость производимого продукта.
Если в XIX–XX веках развитые страны в человеческий капитал инвестировали только 20–30%, а в физический – все остальное, то в начале XXI века соотношение уже обратное: 80% – в человеческие активы и 20% – в физические. Благодаря такому вниманию, по данным Всемирного банка (2011), благосостояние стран ОЭСР на 81% процент обеспечивается человеческим капиталом и только на 17% – физическим и 2% – природным.
Таким образом, интенсификация глобальной конкуренции, повсеместная цифровизация, внедрение множества новых бизнес-моделей и рост сектора услуг связаны исключительно с людьми, их знаниями, навыками и способностями создавать личные и социальные новации.
Люди – это и потенциал, и ограничение прогресса экономики. Мы чувствуем, что резервы роста отраслей у нас сегодня тормозятся недостатком современного человеческого капитала. Мы быстро дошли до границ роста, основанных на ресурсах, правильных экономических, индустриальных, политических стратегиях, на повышении эффективности труда. Так, в Глобальном индексе конкурентоспособности Казахстан в числе 15 государств, переходящих от ресурсоориентированной к эффективной экономике.
Давайте теперь подумаем, как нам улучшить человеческий капитал и чем образование в этом может помочь.
Эксперты ПРООН посчитали, что в жизни человека есть три критических периода в раскрытии его жизненного потенциала. Первый – это дородовой период и раннее детство – самое важное время, и если здесь упустить возможность в создании необходимых условий, то жизненный потенциал уже никогда не будет максимальным. К таким условиям относятся: дородовой и послеродовой уход, питание, внимание к раннему возрасту ребенка путем стимулирования его к развитию. Многие читали книгу одного из основателей корпорации Sony Масару Ибуки «После трех уже поздно». Ибука приводит убедительные факты о том, какие результаты дает участие родителей, бабушек и дедушек, педагогов в раннем развитии ребенка. Он приводит исследования, согласно которым «умственное развитие ребенка от рождения до трех лет по своим возможностям аналогично развитию от четырех до семнадцати лет. И хотя… такое отставание можно очень скоро преодолеть, если ребенка правильно воспитывать, тем не менее это потребует усилий и давления на маленького ребенка».
Наши родители уделяют большое внимание раннему развитию своих детей. И это не просто мое мнение, а эмпирический вывод. Так, по результатам международного исследования читательской грамотности среди четвероклассников PIRLS-2016, Казахстан на втором месте среди 50 стран-участниц по доле родителей, принимающих активное участие в раннем развитии у детей навыков чтения. Это, в свою очередь, позволило обеспечить один из наиболее высоких показателей готовности детей к обучению в школе. Разумеется, этому способствует расширение сети дошкольных организаций.
На конец 2017 года охват детей 3–6 лет составил 90,5%, с года до 6 лет – 66,1%. Начальное образование у нас повсеместное и, по оценке Всемирного экономического форума, мы по охвату этим уровнем образования на четвертом месте в мире. Но это не повод почивать на лаврах. Согласно изменениям в Закон «Об образовании» с января 2019 года дошкольное образование теперь будет длиться только до 6 лет. Постепенно 6 лет становится единственным возрастом поступления в школу. К этому государство идет с начала 2000-х годов в рамках подготовки к переходу на 12-летнюю модель среднего образования. Следующий шаг – это внедрение нулевого класса и перевод «Әліппе». Таким образом, государство стремится обеспечить максимальные условия для качественной ранней подготовки детей на основе единых стандартов.
С 2016 года на основе большой подготовки и всесторонних поисков мы наконец начали масштабное обновление содержания школьного образования с первого класса. Эта реформа направлена прежде всего на качественное изменение обучения в школе. Развитые страны ОЭСР, на которые мы равняемся, давно это осознали и с 2000 года оценивают не знания, а функциональную грамотность. В 2009 году наша страна впервые приняла участие в Программе ОЭСР по оценке 15-летних обучающихся PISA.
Это исследование признано во всем мире. Доказано, что страна, которая набирает на 5 баллов выше среднего балла PISA, повышает уровень производительности труда на 2,5% и ВВП на душу населения на 1,5%. Наши результаты пока скромны, однако опыт участия в цикле PISA-2009, 2012 и 2015 демонстрирует постепенное улучшение показателей казахстанских школьников и студентов колледжей.
За обновлением содержания образования кроются не просто хорошие оценки, но и философская перестройка деятельности учителей и учеников. Учитель перестает быть энциклопедией и источником готовой рафинированной информации. По логике национальной программы повышения квалификации учителей, запущенной с 2011 года, учитель – помощник ученика в его собственном познавательном поиске.
Ученик – конструктор своего мировоззрения. Никто вместо него не может найти истину в этом изменяющемся и противоречивом мире. Так происходит психолого-педагогическая перестройка отношений учителя и ученика от системы «субъект – объект» к системе «субъект – субъект». Первые результаты обучения по новой системе показывают, что дети более раскрепощены. Они не боятся ошибаться, высказывать свою точку зрения, хорошо работают в команде над общей задачей.
Второй критический возраст, определенный ООН, это юность. Повысить свой жизненный потенциал в это время, по мнению экспертов, можно путем обеспечения доступа к качественному образованию в школах и колледжах, предоставления возможности трудоустройства и защиты от таких пагубных обстоятельств, как насилие и конфликты.
Думаю, не лишним будет сказать, что Казахстан – одна из немногих стран, конституционно гарантирующих полный цикл среднего образования. Центр анализа мировой политики США относит нас к одной из 14 таких стран. И если с охватом у нас проблем нет, то к качеству большие вопросы.
Помимо обновления учебных программ, учебников и УМК, мы уделяем большое внимание технологиям. Так же, как, к примеру, в США, Канаде, России и Австралии, у нас большая часть школ находится в селах. При этом почти половина из них малокомплектные. Интернаты, подвоз учащихся и периодичные сессии в опорных школах не решают в достаточной степени проблему качества в МКШ. Важно довести высококачественный контент до каждой МКШ и методически помочь учителю в преподавании.
Сейчас мы довели образовательные ресурсы Bilimland до всех школ, в том числе МКШ. В школах с Интернетом он работает онлайн, где нет – офлайн. В Bilimland представлено более 30 тысяч видеоуроков, интерактивных уроков с примерами, решениями по основным предметам естественно-научного и общественно-гуманитарного циклов.
Для их использования в школы, особенно в МКШ, поставляется необходимое оборудование. Мы планируем и закладываем ресурсы для продолжения такого оснащения. Более того, по программе «Цифровой Казахстан» к 2021 году планируется подключение практически всех школ к широкополосному Интернету. Тогда доставка контента еще более облегчится благодаря облачным технологиям.
Мы осознаем, что цифровые ресурсы учителя не заменят, однако послужат хорошим помощником в его работе. Ученики получат доступ к содержанию наравне с городскими детьми, учитель получит возможность преподавать и оценивать, полагаясь на лучшие цифровые ресурсы. Думаю, так мы придем к выравниванию качества образования по стране. Это наиболее важный приоритет государственной политики.
Выход на рынок труда в юном возрасте предполагает уровень ТиПО. Здесь позиция министерства довольно простая. Есть международные стандарты по компетенциям в технической и профессиональной подготовке специалистов. Они известны, страны их применяют и двигаются вперед. То же самое делать надо и нам.
Уже несколько лет наши студенты колледжей принимают участие в WorldSkills, это  международное соревнование, направленное на повышение статуса и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру. С 2016 года мы постепенно переводим наши программы ТиПО на требования WorldSkills. В этом году этот процесс должен завершиться. Кроме того, мы занимаемся переводом зарубежных учебников на казахский и русский языки. В текущем году мы планируем покрыть имеющуюся потребность в более чем 2 000 учебниках.
В прошлом году стартовало бесплатное обучение рабочим профессиям. Государство обеспечивает стипендию, проезд и разовое питание в ходе обучения. До 2021 года планируется дать шанс в получении рабочей профессии более 700 тыс. казахстанцам.
Третий и последний критический период, в который, по мнению ПРООН, можно попытаться частично восстановить жизненный потенциал, наступает в зрелом возрасте. Здесь все зависит от качества профессионального труда и социальной защиты. А эти условия, конечно, зависят от багажа, с которым человек подошел к этому возрасту.
Источником такого багажа после всех предыдущих уровней является высшее образование. Оно тоже глобализируется и уже по привлекательности для иностранных студентов оценивают качество передовых вузов. В США по итогам 2016 года доход от иностранных студентов стал пятой по значимости статьей экспорта (32,8 млрд долларов).
Добавьте сюда досуговые расходы студентов и рост туристической привлекательности. Такие вот неплохие инвестиции в экономику приносит высшее образование США, Великобритании, немного меньше Австралии, Новой Зеландии, Франции и России.
Сегодня в Казахстане на 6 уезжающих студентов приходится один въезжающий иностранный студент. В соседнем Азербайджане и Таджикистане  –  10:1, в Узбекистане – 38:1. Мы изучили вопрос внешней миграции и пришли к выводу, что за последние три года наибольший отток казахстанцев не был связан с обучением. Эмиграция происходит в более зрелые годы с целью воссоединения с исторической родиной или поиском работы в активные годы.
Вернемся к высшему образованию и его качеству. Как добиться привлекательности казахстанского высшего образования? Что сделать, чтобы оно стало конкурентоспособным?
Представители министерства не раз заявляли, что самое главное для эффективной работы вузов – это самостоятельность. И, опять же, это не просто мое мнение или мнение отдельных людей, это передовой опыт, основанный на практике. Дискуссии и исследования по поводу расширения самостоятельности вузов в Казахстане идут больше 10 лет. Не случайно в 2010 году в Государственной программе развития образования были запланированы мероприятия по повышению организационной и академической автономии высших учебных заведений.
С тех пор многое было изучено, да и внедрено немало. Сегодня в 92 из 113 гражданских вузов действуют корпоративные органы управления – наблюдательные и попечительские советы. Им дали право избирать ректоров в национальных и государственных вузах. 19 ректоров уже избраны при участии корпоративных органов. Это, несомненно, сняло много проблем, связанных с высокой степенью централизации и недостаточной прозрачностью и высокими коррупционными рисками. Важная мера по подрыву экономической основы коррупции в вузах – это отмена государственного образца дипломов и переход на дипломы собственного образца.
Нынешняя задача – снять правовые ограничения в реализации вузами академической и управленческой самостоятельности. Без этого они не смогут адекватно и оперативно реагировать на потребности рынка труда и вызовы их конкурентов.
Для этого министерство инициировало проект закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений». Он одобрен Мажилисом, сейчас находится в Сенате. В законопроекте учтены все необходимые условия.
Разумеется, предоставление автономии и гибкости будет сопровождаться регуляторными механизмами. Здесь мы тоже не будем изобретать велосипед. Следуя проверенной практике, мы вводим два механизма. Первое – это рейтинг образовательных программ. НПП «Атамекен» готовит рейтинг, в котором будут такие жесткие критерии, как трудоустройство и зарплата выпускников. Второе, мы одни из первых вводим тест по защите отрасли от недостаточно квалифицированных кадров по аналогии с BAR и CPA. Думаем, что за нами последуют другие отрасли. Национальный квалификационный тест в мае-июне добровольно прошли 56 910 тыс. учителей. Из них 63,7% прошли на заявленные категории. Следующий этап в ноябре, есть достаточно времени подготовиться.
Министерство образования и науки прилагает максимальные усилия для того, чтобы каждый уровень образования вносил весомый вклад в накопление человеческого капитала наших граждан. Мы убеждены, что образование – главный ресурс в повышении жизненного потенциала человека. Мы также убеждены в том, что необходимо снять большинство ограничений у организаций образования, которые мешают им самостоятельно определять направления деятельности, смело принимать меры по удовлетворению образовательных потребностей и интересов обучающихся. Конечно, самостоятельность сопряжена и с повышением ответственности за принимаемые решения, и государство сохраняет за собой достаточные для этого рычаги. Именно в достижении баланса между самостоятельностью и контролем мы видим путь к достижению качества образования мирового класса.


Вице-министр образования 
и науки Республики Казахстан 
АЙМАГАМБЕТОВ Асхат Канатович


Посмотреть новость на сайте учреждения

Вернуться к списку новостей

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь
AGARTU - призвана привлечь граждан, к решению  социально-экономических проблем. Интеграциия на платформе 
учреждений социальной сферы 
и 
бизнеса, даёт уникальную
возможность информирования
о товарах и услугах, 
"в режиме одного окна".
OTANBILIM.KZ - портал развитияе интелектуального потенциала, зарождающийся у детей в дошкольном и школьном возрасте. Цифровые гаджеты в руках педагогов и детей, надо направить на оптимизацию процесса обучения.
ШКОЛЬНЫЙ САЙТ - это инструмент позволяющий информировать граждан о новостях происходящих в школе, в регионе и в стране. Сервисы дают возможность создания 
сообществ и обсуждений для
участия в процессе обучения
родителей и школьников.
МОБИЛЬНОЕ П РИЛОЖЕНИЕ объединяет сервисы платформы и позволяет легко переходить из социальной, в торговую часть платформы и обратно, управлять сайтами и сервисами удаленно и быть постоянно через систему уведомлений в курсе последних событий  платформы. 

Статистика

  • За месяц95
  • За неделю25
  • Вчера1
  • Сегодня0
  • Онлайн0