Меню KDT
kz ru en

введите текст

Лекция на тему «Буллинг и кибербуллинг»

Лекция на тему «Буллинг и кибербуллинг» Цель: -акцентировать внимание на проблему буллинга, кибербуллинга, их отрицательном влиянии на подростков; В рамках профилактико-просветительской работы, 21.02.2022 года в 15.00 часов в школе-лицей №15 была проведена лекция для учащихся 8-х классов на тему: «Буллинг и кибербуллинг». Для проведения лекции был приглашен Смагулов Асылан Амангельдыевич, автор проекта AslanSpeak. Принимали участие: педагог-психолог Уалиева А.Б., менеджер по профилактике правонарушений Медеубаев Е.М. Кибербуллинг в школьной среде Развитие инфокоммуникационных технологий привело к распространению разновидности буллинга-кибербуллинга. Кибербуллинг (cyber-bullying), подростковый виртуальный террор, получил свое название от английского слова bull – бык, с родственными значениями: агрессивно нападать, бередить, задирать, придираться, провоцировать, донимать, терроризировать, травить. В молодежном сленге является глагол аналогичного происхождения – быковать. Кибербуллинг часто неоправданно путают с моббингом, или массовым травлей (от mob – толпа), хотя в действительности агрессивное поведение, которое обозначается этими двумя понятиями, имеет различные социально-психологические механизмы. Взрослые пока мало задумываются об опасностях широкой кибер-практики своих детей, хотя о последствиях буллинга реального приходится слышать часто: сообщения о травмах, нанесенных сверстниками, попытки суицидов и трагические смерти. К сожалению, эти случаи часто сопровождаются беспомощностью взрослых: «Не представляю, как это могло случиться», «Такой хороший был мальчик…» Традиционное для бюрократической системы замалчивание проблемы, поиск ложных мишеней для обвинения и отсутствие адекватного реагирования на подобные случаи приводят к тому, что даже о реальном буллинге мы знаем недостаточно. А кибер-буллинг остается невидимым, а нанесенный им ущерб – нераспознанным. Но вполне реальным, несмотря на виртуальность этой проблемы. Итак, кибербуллинг – это нападения с целью нанесения психологического вреда, которые осуществляются через электронную почту, сервисы мгновенных сообщений, в чатах, социальных сетях, на web-сайтах, а также посредством мобильной связи. Такое многократно повторяемое агрессивное поведение имеет целью навредить человеку и базируется на дисбалансе власти (физической силы, социального статуса в группе). Кибербуллинг включает целый спектр форм поведения, на минимальном полюсе которого – шутки, которые не воспринимаются всерьез, на радикальном же – психологический виртуальный террор, который наносит непоправимый вред, приводит к суицидам и смерти. Есть также понятие буллицида – гибели жертвы вследствие буллинга. Американские исследователи выделили восемь основных типов буллинга: 1. Перепалки, или флейминг – обмен короткими эмоциональными репликами между двумя и более людьми, разворачивается обычно в публичных местах Сети. Иногда превращается в затяжной конфликт (holywar – священная война). На первый взгляд, флейминг – борьба между равными, но при определенных условиях она может превратиться в неравноправный психологический террор. Неожиданный выпад может вызвать у жертвы сильные эмоциональные переживания. 2. Нападки, постоянные изнурительные атаки (harassment) – повторяющиеся оскорбительные сообщения, направленные на жертву (например, сотни sms на мобильный телефон, постоянные звонки), с перегрузкой персональных каналов коммуникации. Встречаются также в чатах и форумах, в онлайн-играх эту технологию чаще всего используют гриферы (grieffers) – группа игроков, имеющих целью не победу, а разрушение игрового опыта других участников. 10 3. Клевета (denigration) – распространение оскорбительной и неправдивой информации. Текстовые сообщения, фото, песни, которые часто имеют сексуальный характер. Жертвами могут быть не только отдельные подростки – порой случаются рассылки списков («кто есть кто в школе», «кто с кем спит»), создаются специальные «книги для критики» (slam books) с шутками про одноклассников. 4. Самозванство, перевоплощение в определенное лицо (impersonation) – преследователь позиционирует себя как жертву, используя ее пароль доступа к эккаунту в социальных сетях, в блоге, почте, системе мгновенных сообщений, либо создает свой эккаунт с аналогичным никнеймом и осуществляет от имени жертвы негативную коммуникацию. Организация «волны обратных связей» происходит, когда с адреса жертвы без ее ведома отправляют друзьям провокационные письма. 5. Надувательство, выманивание конфиденциальной информации и ее распространение (outing & trickery) – получение персональной информации и публикация ее в интернете или передача тем, кому она не предназначалась. 6. Отчуждение (остракизм, изоляция). Любому человеку присуще желание быть включенным в группу. Исключение же из группы воспринимается как социальная смерть. Чем в большей степени человек исключается из взаимодействия, тем хуже он себя чувствует, и тем больше падает его самооценка. В виртуальной среде это может привести к полному эмоциональному разрушению ребенка. Онлайн-отчуждение возможно в любых типах сред, где используется защита паролем, формируется список нежелательной почты или список друзей. Киберостракизм проявляется также в отсутствии ответа на мгновенные сообщения или электронные письма. 7. Киберпреследование – скрытое выслеживание жертвы с целью организации нападения, избиения, изнасилования и т.д. 8. Хеппислепинг (Happy Slapping – счастливое хлопанье, радостное избиение) – название происходит от случаев в английском метро, где подростки избивали прохожих, тогда как другие записывали это на камеру мобильного телефона. Сейчас это название закрепилось за любыми видеороликами с записями реальных сцен насилия. Эти ролики размещают в интернете, где их могут просматривать тысячи людей, без согласия жертвы. Начинаясь как шутка, хеппислепинг может закончиться трагически. Различия кибербуллинга от традиционного реального обусловлены особенностями интернет-среды: анонимностью, возможностью фальсификации, наличием огромной аудитории, возможностью достать жертву в любом месте и в любое время. Также следует знать о противозаконной, неэтичной и вредоносной информации, к которой относится: - информация о насилии, жестокости и агрессии; - информация, разжигающая расовую ненависть, нетерпимость по отношению к другим людям по национальным, социальным, групповым признакам; - пропаганда суицида; -пропаганда азартных игр; - пропаганда и распространение наркотических веществ, отравляющих веществ; 11 -пропаганда анорексии (отказ от приема пищи) и булимии (чрезмерное потребление пищи); - пропаганда деятельности различных сект, неформальных молодежных движений; - эротика и порнография; - нецензурная лексика и т.д. В сети Интернет такую информацию можно встретить практически везде: в социальных сетях, блогах, торрентах, персональных сайтах, видеохостингах, мобильных сервисах. Определив всю специфичность кибербуллинга и отношение к этому явлению, Я.С. Феоктистова предлагает программу по профилактике кибербуллинга в подростковой среде: · Первый этап – диагностический: мониторинг обучающихся 5-8-х классов и их родителей. · Второй этап – просветительский: изготовление информационных буклетов, памяток о стратегии пресечения и профилактики кибербуллинга, выступления на родительских и классных собраниях, групповое консультирование подростков; · Третий этап – групповые занятия с элементами тренинга с подростками, подверженными кибербуллингу. Комплексные групповые занятия с элементами тренинга рассчитаны на 8 занятий и предназначены для работы с подростками с 11 до 12 лет; оптимальная численность группы: 8-10 человек; продолжительность занятий: 45 минут; периодичность занятий: один раз в неделю. Содержание программы профилактики кибербуллинга целесообразно составлять и реализовать учителем, классным руководителям при участии специалистов СППС учреждения образования. Проводя профилактическую работу, невозможно полностью искоренить кибербуллинг и другие проявления жестокости в подростковой среде. Однако есть шанс помочь педагогам и родителям отслеживать виртуальные конфликты подростков, а обучающимся – правильно реагировать на кибербуллинг, освоив приемы регулирования конфликтов. Существует пласт проблем, с которыми сталкиваются ученые при попытке найти универсальное решение проблемы кибербуллинга в школьной среде – это психологические проблемы. В первую очередь, это взаимоотношения между детьми и взрослыми. Дети практически никогда не рассказывают взрослым (родителям, старшим братьям/сестрам, учителям и воспитателям в школе) о том, что их действительно беспокоит. Зачастую дети боятся столкнуться с непониманием и непринятием со стороны взрослых и испытывает страх, что их проблемы не будут восприняты всерьез. Эти проблемы основаны на разнице поколений и на кризисе доверия между детьми и родителями. Соответственно, и решаться они должны в первую очередь на уровне взаимоотношений внутри семьи. Одна из важнейших задач для родителей сегодня – с самого раннего детства воспитывать в своих детях доверительное отношение к себе. Потому что родители – именно те люди, которые могут и должны в нужный момент прийти на помощь своему ребенку, выслушать и подержать его, а также уберечь от возможных страшных последствий. 12 В первую очередь следует рассмотреть влияние кибербуллинга на сторону социальной жизни подростка, так как, по нашему мнению, социальные последствия начинают проявляться на раннем этапе. Сигналом социальной подавленности подростка может быть: - скрытость, не желание идти на контакт с родителями и друзьями - избегание школы, школьных и других компаний - потеря коммуникативных навыков - дезадаптация - дезинтеграция - девиантное поведение. В педагогическом плане кибербуллинг влияет на следующие компоненты его развития: - снижение успеваемости школьника - нежелание посещать учебное учреждение, прогулы - нестабильные оценки - низкая учебная активность. Последствия кибербуллинга психологического характера достаточно серьезные, к ним следует отнести: снижение самооценки подростка, потеря уверенности в себе, нарушение психического развития, психические расстройства, психоэмоциональная нестабильность, постоянное чувство тревоги, страха, развитие паранойи, мысли о суициде. На физиологическом уровне, следует рассмотреть медицинские последствия кибербуллинга. Здесь влияние кибербуллинга сказывается на работе организма в целом. Депрессии, стрессы, как следствие снижение иммунитета. Частые жалобы на головные боли, боли в области сердца, тошноту, быстрая утомляемость, плохой сон, иногда бессонница, ухудшения памяти и внимания, дефекты речи или нервные тики: моргание, глотание, плохой аппетит. В особо тяжёлых случаях стресс, пережитый из-за кибербуллинга, может привести к задержке или даже остановке психического развития. Такой человек никогда не сможет избавиться от психологической травмы. После пережитого у ребёнка могут возникнуть сердечные или инфекционные заболевания, язва желудка, развитие невроза. Так же после сильного стресса возможно приобретение хронических заболеваний: астма, сахарный диабет. При физических и психических травмах часто повышается уровень глюкозы в крови. Менеджер по профилактике правонарушении Медеубаев Е.М.

Посмотреть новость на сайте учреждения

Вернуться к списку новостей

Комментарии


Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь
AGARTU - призвана привлечь граждан, к решению  социально-экономических проблем. Интеграциия на платформе 
учреждений социальной сферы 
и 
бизнеса, даёт уникальную
возможность информирования
о товарах и услугах, 
"в режиме одного окна".
OTANBILIM.KZ - портал развитияе интелектуального потенциала, зарождающийся у детей в дошкольном и школьном возрасте. Цифровые гаджеты в руках педагогов и детей, надо направить на оптимизацию процесса обучения.
ШКОЛЬНЫЙ САЙТ - это инструмент позволяющий информировать граждан о новостях происходящих в школе, в регионе и в стране. Сервисы дают возможность создания 
сообществ и обсуждений для
участия в процессе обучения
родителей и школьников.
МОБИЛЬНОЕ П РИЛОЖЕНИЕ объединяет сервисы платформы и позволяет легко переходить из социальной, в торговую часть платформы и обратно, управлять сайтами и сервисами удаленно и быть постоянно через систему уведомлений в курсе последних событий  платформы. 

Статистика

  • За месяц92
  • За неделю25
  • Вчера4
  • Сегодня1
  • Онлайн0