Меню KDT

Новости

Главная Новости

10 новшеств Министерства образования в 2018 году

1. Школы станут более самостоятельными

В отдельных пилотных колледжах и школах начинает вводиться подушевое финансирование. К примеру, с первого сентября в Астане в 74 государственных и 11 частных школах. Такая работа по внедрению стартует и в нескольких школах Шымкента.

Подушевое финансирование означает, что государство будет выделять школам средства на обучение детей в зависимости от их численности. У родителей появится возможность выбрать лучшую школу, а деньги в нее придут именно за учеником. Сегодня средний норматив на одного ученика составляет около 220 тысяч тенге в год.

Система подушевого финансирования будет также стимулировать частный сектор открывать новые школы. Поскольку в частных школах МОН тоже будет размещать госзаказ. Именно такой опыт зарекомендовал себя при строительстве детских садов «частниками».

Главный эффект – это развитие конкуренции между учебными заведениями. Директора школ будут сами распределять бюджет, самостоятельно формировать штатное расписание, назначать заработные платы и т.д. В итоге между школами будет формироваться здоровая конкуренция.

С 2019-2020 гг. в полнокомплектных школах в крупных городах Казахстана такая система начнет внедряться повсеместно. Прозрачность их работы и бюджетных расходов должны обеспечить попечительские советы, куда могут входить, в том числе, общественные деятели и родители.

В этом году для 1-11 классов утверждены новые стандарты гособразования, программы и несколько типовых учебных планов. И школам теперь предоставят возможность самостоятельно выбирать учебные планы. Например, с нагрузкой или без.

 

2. Учителям будет проще работать

Учителю теперь собираются платить не только за уроки, но и за все виды образовательной деятельности. В итоге уровень оплаты труда педагога будет зависеть не от того, сколько часов он набрал, а в целом от качества его обучения. Для этого в школах собираются ввести стимулирующие надбавки и премии для мотивации работы на результат. Такая система позволяет уходить от тарификации и переходить к контрактным отношениям с учителем.

Исключено заполнение различных отчетов, опросов и т.д. Эту работу будут выполнять директора школ. Отныне учитель должен будет вести только классный журнал, календарно-тематические и поурочные планы, документы по критериальному оцениванию (в классах с обновлённым содержанием образования) и проверять дневники учеников.

Министерством предложено и обсуждается освобождение учителей от организации и подготовки к ЕНТ. Также отменен рейтинг школ по ЕНТ, который породил нездоровое давление на учителей.

Введена новая система аттестации педагогов, которая предусматривает от 30 до 50% надбавок к окладу за квалификационные категории. Доплата по новым категориям будет производиться с сентября этого года. Учителя, не прошедшие аттестацию, смогут пройти ее в ноябре.

С 1 сентября в практику будут введены договоры между школами и родителями учеников. Это позволит защитить права педагогов и четко обозначить обязанности каждой стороны.

 

3. Родителям тоже должно стать легче

Продолжится внедрение системы электронных школьных дневников «Күнделік». Родители под своим логином и паролем получают доступ к дневнику ребёнка, узнают его оценки и расписание. В дальнейшем разработчики планируют ввести некоторые платные опции. К примеру, родители смогут узнать результаты их чада в сравнении со средними результатами по классу.

Администрация школ не должна требовать от родителей дополнительных документов, например, справок с места работы. Существует определенный стандарт, где четко указаны, какие документы нужны. Также никаких вступительных экзаменов для приема в нулевые классы быть не должно.

 

4. Ученикам снизят нагрузку

Разгрузить учеников планируется через введение учебных планов, где предусмотрено сокращение часов по некоторым предметам. Проекты таких планов пока изучаются МОН-ом. Но не все школы перейдут на новые планы, их список определит министерство. Остальные смогут выбрать, как они будут учить детей: с разгрузкой или без.

В 1-2 классах намерены сократить по два часа в неделю, в 3-4 – по три часа. Ученики 5-7 классов должны будут заниматься на три часа меньше, а в 8-9 – на четыре часа. В старших классах станет на один час меньше алгебры, английского языка и истории Казахстана, на два часа меньше казахского языка. Кроме того, сократится количество уроков информатики и литературы.

Не рекомендуется проводить контрольные работы в понедельник, пятницу и на последних уроках учебного дня. А также давать домашние задания после контрольных. В праздники и на каникулах дети не должны выполнять никаких работ, кроме чтения художественной литературы, научных проектов и решения задач, если они учатся в математических классах.

Из трех часов, отводимых на физкультуру, программа остановится только на двух. Еще один час будет отводиться на спортивные игры, хореографию и ритмику.

Планируется сократить время, которое ученики тратят на выполнение домашних заданий.

 
 

5. Больше обучения на английском

В 2018-2019 году будет продолжено внедрение проекта по преподаванию предметов естественно-математического цикла в старших классах на английском языке.

Школы будут подключаться к проекту, когда педсовет и родительские комитеты сочтут, что их учреждение к этому готово. Поэтому школа сама определит, какая из естественных наук будет преподаваться на английском. Это зависит от возможностей учителей, которые прошли языковые курсы. Таких предметов должно быть не больше двух.

В обязательном порядке это коснётся информатики, т.к. язык компьютера – английский. Химия, физика и биология также могут вестись на английском языке. А еще ученикам вернули право изучать французский и немецкий языки.

 

6. Казахский на латинице

В целях развития госязыка в некоторых школах русскоязычные классы смогут постепенно трансформироваться в классы с казахским языком обучения. Например, если в первом классе 70% обучения будет вестись на русском языке, а 30% – на государственном, то к пятому классу язык обучения будет уже 100% на казахском. Такой эксперимент будет внедряться в школе-лицее № 60 и в лицее-интернате «Білім-инновация» для одаренных девочек. В них откроются спецклассы для детей, которым в первые годы сложно учиться на государственном языке.

Также в Астане с 1 сентября пять школ и три колледжа перейдут на латинский алфавит. Всего в новом учебном году в Казахстане свыше 3 млн детей придут в 7024 государственные школы. Прогнозное количество первоклассников составляет 350 тыс. человек.

 

7. Продолжится переход на обновленное содержание

В прошлом году программа обновлённого содержания образования внедрялась в 1, 2, 5, 7 классах. В 2018-2019 году к ним присоединятся 3, 6, 8 классы. Также начнется апробация новой программы для 4, 9, 10-х классов. Поэтому родители этих учеников должны быть готовы к нестандартному учебному процессу. Прежде всего это касается оценивания.

Ребёнок уже не будет получать привычные отметки, а родители фактически не смогут контролировать процесс обучения. Ориентироваться об успешности придется по формативным оценкам — смайликам, записям «Молодец!» и т. д.

Узнать успеваемость учеников можно будет в электронных дневниках «Кунделiк», где учителя заполняют рубрики по итогам контрольного теста за тему (СОР — суммативное оценивание раздела). Но не в виде оценок, а процента выполненной работы. Оценка же за четверть будет формироваться по итогам всех СОРов и контрольной работы (СОЧ).

 

8. Новые курсы и электронные учебники

В 5-7-х классах впервые в школьную программу введут курс «Краеведение». Он будет изучаться в рамках таких предметов: история Казахстана, казахская литература, география и музыка. На программу предусмотрено 20 учебных часов. Для каждого региона содержимое учебника будет разным, оно раскроет уникальность их родного края.

Также планируется ввести новый курс «Основы жизнедеятельности». Темы будут внедрены в такие предметы, как «Познание мира», «Физкультура» и «Начальная военная и технологическая подготовка».

Все новые учебники, выпущенные в Казахстане с этого учебного года, будут иметь электронный формат.

С 3 класса начнут преподавать «Информатику». А в рамках программы «Цифровой Казахстан» со следующего года урок информатики будет введен уже с 1-2 класса. Для развития IT-направления и робототехники в областях при поддержке акиматов открываются классы робототехники, программирования и 3D-печати. Сегодня в более 1500 школах имеются такие классы. Планируется открыть IT-лицеи во всех регионах.

 

9. Пятидневка

Задачу перевести школы на пятидневную рабочую неделю поставили еще в 2016 году. Потому что детям важно восстановиться, а учителю отдохнуть и подготовиться к урокам. Переход на пятидневку начали вводить параллельно с обновлённым содержанием образования. Вначале изменение коснулось только 1 классов, а с прошлого учебного года – 2, 5, 7 классов. Тогда же была установлена продолжительность урока – 40 минут. А перейти на короткую учебную неделю рекомендовали всем классам с 1-го по 11-й. Решение о пятидневной учебной неделе принимает администрация каждой школы и согласовывает его с Попечительским советом и родительским комитетом.

По данным Управлений образования областей и городов, в 2017-2018 году на пятидневку перешли 95% школ страны.

 

10. Поддержка инклюзивного образования

Во всех 17 регионах будут открыты специализированные Ресурсные центры. Инклюзивное образование получит стимул за счет внедрения подушевого финансирования. Школам будет выгодно брать детей с особыми образовательными потребностями, когда за каждого ученика государство будет возмещать расходы в увеличенном размере.

Также МОН-ом разработаны учебные планы и программы для спецшкол, учитывающие международный опыт, по всем видам нарушений у детей. Для детей с расстройством аутистического спектра, которые не всегда могут сидеть на всех занятиях, но по отдельным предметам могут учиться лучше всех, введена норма обучения по индивидуальным программам.



Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь

Обсуждение не найдено