В отдельных пилотных колледжах и школах начинает вводиться подушевое финансирование. К примеру, с первого сентября в Астане в 74 государственных и 11 частных школах. Такая работа по внедрению стартует и в нескольких школах Шымкента.
Подушевое финансирование означает, что государство будет выделять школам средства на обучение детей в зависимости от их численности. У родителей появится возможность выбрать лучшую школу, а деньги в нее придут именно за учеником. Сегодня средний норматив на одного ученика составляет около 220 тысяч тенге в год.
Система подушевого финансирования будет также стимулировать частный сектор открывать новые школы. Поскольку в частных школах МОН тоже будет размещать госзаказ. Именно такой опыт зарекомендовал себя при строительстве детских садов «частниками».
Главный эффект – это развитие конкуренции между учебными заведениями. Директора школ будут сами распределять бюджет, самостоятельно формировать штатное расписание, назначать заработные платы и т.д. В итоге между школами будет формироваться здоровая конкуренция.
С 2019-2020 гг. в полнокомплектных школах в крупных городах Казахстана такая система начнет внедряться повсеместно. Прозрачность их работы и бюджетных расходов должны обеспечить попечительские советы, куда могут входить, в том числе, общественные деятели и родители.
В этом году для 1-11 классов утверждены новые стандарты гособразования, программы и несколько типовых учебных планов. И школам теперь предоставят возможность самостоятельно выбирать учебные планы. Например, с нагрузкой или без.
Учителю теперь собираются платить не только за уроки, но и за все виды образовательной деятельности. В итоге уровень оплаты труда педагога будет зависеть не от того, сколько часов он набрал, а в целом от качества его обучения. Для этого в школах собираются ввести стимулирующие надбавки и премии для мотивации работы на результат. Такая система позволяет уходить от тарификации и переходить к контрактным отношениям с учителем.
Исключено заполнение различных отчетов, опросов и т.д. Эту работу будут выполнять директора школ. Отныне учитель должен будет вести только классный журнал, календарно-тематические и поурочные планы, документы по критериальному оцениванию (в классах с обновлённым содержанием образования) и проверять дневники учеников.
Министерством предложено и обсуждается освобождение учителей от организации и подготовки к ЕНТ. Также отменен рейтинг школ по ЕНТ, который породил нездоровое давление на учителей.
Введена новая система аттестации педагогов, которая предусматривает от 30 до 50% надбавок к окладу за квалификационные категории. Доплата по новым категориям будет производиться с сентября этого года. Учителя, не прошедшие аттестацию, смогут пройти ее в ноябре.
С 1 сентября в практику будут введены договоры между школами и родителями учеников. Это позволит защитить права педагогов и четко обозначить обязанности каждой стороны.
Продолжится внедрение системы электронных школьных дневников «Күнделік». Родители под своим логином и паролем получают доступ к дневнику ребёнка, узнают его оценки и расписание. В дальнейшем разработчики планируют ввести некоторые платные опции. К примеру, родители смогут узнать результаты их чада в сравнении со средними результатами по классу.
Администрация школ не должна требовать от родителей дополнительных документов, например, справок с места работы. Существует определенный стандарт, где четко указаны, какие документы нужны. Также никаких вступительных экзаменов для приема в нулевые классы быть не должно.
Разгрузить учеников планируется через введение учебных планов, где предусмотрено сокращение часов по некоторым предметам. Проекты таких планов пока изучаются МОН-ом. Но не все школы перейдут на новые планы, их список определит министерство. Остальные смогут выбрать, как они будут учить детей: с разгрузкой или без.
В 1-2 классах намерены сократить по два часа в неделю, в 3-4 – по три часа. Ученики 5-7 классов должны будут заниматься на три часа меньше, а в 8-9 – на четыре часа. В старших классах станет на один час меньше алгебры, английского языка и истории Казахстана, на два часа меньше казахского языка. Кроме того, сократится количество уроков информатики и литературы.
Не рекомендуется проводить контрольные работы в понедельник, пятницу и на последних уроках учебного дня. А также давать домашние задания после контрольных. В праздники и на каникулах дети не должны выполнять никаких работ, кроме чтения художественной литературы, научных проектов и решения задач, если они учатся в математических классах.
Из трех часов, отводимых на физкультуру, программа остановится только на двух. Еще один час будет отводиться на спортивные игры, хореографию и ритмику.
Планируется сократить время, которое ученики тратят на выполнение домашних заданий.
В 2018-2019 году будет продолжено внедрение проекта по преподаванию предметов естественно-математического цикла в старших классах на английском языке.
Школы будут подключаться к проекту, когда педсовет и родительские комитеты сочтут, что их учреждение к этому готово. Поэтому школа сама определит, какая из естественных наук будет преподаваться на английском. Это зависит от возможностей учителей, которые прошли языковые курсы. Таких предметов должно быть не больше двух.
В обязательном порядке это коснётся информатики, т.к. язык компьютера – английский. Химия, физика и биология также могут вестись на английском языке. А еще ученикам вернули право изучать французский и немецкий языки.
В целях развития госязыка в некоторых школах русскоязычные классы смогут постепенно трансформироваться в классы с казахским языком обучения. Например, если в первом классе 70% обучения будет вестись на русском языке, а 30% – на государственном, то к пятому классу язык обучения будет уже 100% на казахском. Такой эксперимент будет внедряться в школе-лицее № 60 и в лицее-интернате «Білім-инновация» для одаренных девочек. В них откроются спецклассы для детей, которым в первые годы сложно учиться на государственном языке.
Также в Астане с 1 сентября пять школ и три колледжа перейдут на латинский алфавит. Всего в новом учебном году в Казахстане свыше 3 млн детей придут в 7024 государственные школы. Прогнозное количество первоклассников составляет 350 тыс. человек.
В прошлом году программа обновлённого содержания образования внедрялась в 1, 2, 5, 7 классах. В 2018-2019 году к ним присоединятся 3, 6, 8 классы. Также начнется апробация новой программы для 4, 9, 10-х классов. Поэтому родители этих учеников должны быть готовы к нестандартному учебному процессу. Прежде всего это касается оценивания.
Ребёнок уже не будет получать привычные отметки, а родители фактически не смогут контролировать процесс обучения. Ориентироваться об успешности придется по формативным оценкам — смайликам, записям «Молодец!» и т. д.
Узнать успеваемость учеников можно будет в электронных дневниках «Кунделiк», где учителя заполняют рубрики по итогам контрольного теста за тему (СОР — суммативное оценивание раздела). Но не в виде оценок, а процента выполненной работы. Оценка же за четверть будет формироваться по итогам всех СОРов и контрольной работы (СОЧ).
В 5-7-х классах впервые в школьную программу введут курс «Краеведение». Он будет изучаться в рамках таких предметов: история Казахстана, казахская литература, география и музыка. На программу предусмотрено 20 учебных часов. Для каждого региона содержимое учебника будет разным, оно раскроет уникальность их родного края.
Также планируется ввести новый курс «Основы жизнедеятельности». Темы будут внедрены в такие предметы, как «Познание мира», «Физкультура» и «Начальная военная и технологическая подготовка».
Все новые учебники, выпущенные в Казахстане с этого учебного года, будут иметь электронный формат.
С 3 класса начнут преподавать «Информатику». А в рамках программы «Цифровой Казахстан» со следующего года урок информатики будет введен уже с 1-2 класса. Для развития IT-направления и робототехники в областях при поддержке акиматов открываются классы робототехники, программирования и 3D-печати. Сегодня в более 1500 школах имеются такие классы. Планируется открыть IT-лицеи во всех регионах.
Задачу перевести школы на пятидневную рабочую неделю поставили еще в 2016 году. Потому что детям важно восстановиться, а учителю отдохнуть и подготовиться к урокам. Переход на пятидневку начали вводить параллельно с обновлённым содержанием образования. Вначале изменение коснулось только 1 классов, а с прошлого учебного года – 2, 5, 7 классов. Тогда же была установлена продолжительность урока – 40 минут. А перейти на короткую учебную неделю рекомендовали всем классам с 1-го по 11-й. Решение о пятидневной учебной неделе принимает администрация каждой школы и согласовывает его с Попечительским советом и родительским комитетом.
По данным Управлений образования областей и городов, в 2017-2018 году на пятидневку перешли 95% школ страны.
Во всех 17 регионах будут открыты специализированные Ресурсные центры. Инклюзивное образование получит стимул за счет внедрения подушевого финансирования. Школам будет выгодно брать детей с особыми образовательными потребностями, когда за каждого ученика государство будет возмещать расходы в увеличенном размере.
Также МОН-ом разработаны учебные планы и программы для спецшкол, учитывающие международный опыт, по всем видам нарушений у детей. Для детей с расстройством аутистического спектра, которые не всегда могут сидеть на всех занятиях, но по отдельным предметам могут учиться лучше всех, введена норма обучения по индивидуальным программам.