Меню KDT

Новости

Главная Новости

Ответ на письмо учителя начальных классов

Уважаемая госпожа Александрова Оксана!

Извините, не знаю Вашего отчества, поэтому обращаюсь так.

Большое спасибо Вам за то, что высказали свое мнение, в котором отразились проблемы, волнующие учителей нашей страны.

Попробую дать подробные ответы на все поднимаемые вопросы. Вы правы, что на учителя сегодня возложена огромная нагрузка: это и постоянная работа по повышению своего профессионального уровня, работа по программам обновленного содержания образования, классное руководство и многое-многое другое.

Вы просите Министерство образования и науки Казахстана уменьшить данную нагрузку и облегчить работу. И прежде, чем ответить на все Ваши вопросы, позвольте рассказать следующее.

Как человек вдумчивый, Вы понимаете, что ситуацию в образовании нельзя рассматривать в отрыве от общей ситуации в стране и в мире, поскольку образовательная система и ее возможности зависят, в том числе, от экономики республики. Первое десятилетие независимости мы переживали развал Союза, смену моделей развития, переход на рыночную экономику и последовавшие кризисы. Это был тяжелейший период нашей истории, нанесший удар не только по образовательной, но и по всем другим социальным отраслям, отойти от последствий которого потребовались годы. Нужно быть честными: никто в мире не стал ждать, пока бывшие союзные республики встанут с колен и придут в себя.

Отсутствие глобальных потрясений, научно-технический прогресс и цифровизация позволили ведущим экономикам мира уйти в сильный отрыв, сократить который возможно было только путем модернизации и изменения всех сфер и отраслей жизни, а в первую очередь – образования.

Любая реформа и любые изменения в такой фундаментальной системе как образование воспринимаются болезненно. Ситуация усугублялась тем, что на плавные изменения не было времени, поскольку повторюсь, никто из глобальных игроков не стал бы ждать и давать нам временную фору.

На протяжении последних пяти лет Министерство образования и науки РК реализует изменения образовательной системы на уровне школьного звена, чтобы сократить разрыв в конкурентоспособности казахстанских детей от их зарубежных сверстников.

В уходящем году Казахстан улучшил свою позицию по образованию в международных рейтингах. В ежегодном рейтинге глобальной конкурентоспособности The IMD World Completitiveness Ranking-2018 – по субфактору «Образование» мы заняли 29-ое место среди 63 стран, поднявшись на 6 пунктов по сравнению с 2017 годом.

В Индексе человеческого капитала Казахстан занял 31-е место, обогнав Испанию, Россию, Китай, Чили.

В рейтинге лучших университетов мира QS World University Rankings по активности и качеству научно-исследовательской деятельности, преподавания и других показателей в 2018 году отмечены 10 казахстанских вузов (в 2017 г. – 8 вузов).

Помимо глобальных вопросов, Министерство образования и науки РК работает над решением насущных проблем педагогов страны.

Начну по порядку.

О вопросе единицы психолога для учителей. В школах на сегодняшний день предусмотрены единицы педагогов-психологов. Приказом Министра от 13 июля 2009 года № 338 определены функции педагога-психолога школы, где среди остальных, есть повышение социально-психологической компетентности педагогов и обучение методам саморегуляции.

Эти специалисты могут не только заниматься вопросами детского образования и детской психологии, но и могут вести соответствующую работу с учителями. Данный вопрос будет дополнительно прорабатываться.

Ведение документации. Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 26 января 2018 года №32 утвержден Перечень обязательных пяти документов для учителя:
1. Классный журнал.
2. Календарно-тематическое планирование.
3. Поурочное планирование или краткосрочный план.
4. Документы по критериальному оцениванию (суммативное и формативное оценивание).
5. Дневники учеников.

Все остальные виды работ не связаны с выполнением профессиональных обязанностей педагога. Наше ведомство постоянно бьет тревогу и обращает внимание руководителей регионов и организаций образования на запрет проведения таких работ.

Для освобождения учителя от заполнения статистических отчетных данных приказом МОН РК № 570 от 27.12.2012 г. создана Национальная образовательная база данных (НОБД), которую заполняют лица, определенные руководством школы. Учителя освобождены от сбора и заполнения форм статистической информации. Ни один завуч или директор не вправе требовать этого от Вас.

С 2016 года поэтапно в школах республики вводится электронная система «Kundelik» как форма обратной связи учителя с родителями и учащимися. Издан приказ МОН РК № 615 от 13 декабря 2017 года, который четко регламентирует заполнение классных журналов, дневников в цифровом формате, исключая дублирование на бумажном носителе.

К сожалению, учителя и руководство отдельных школ до сих пор не могут пока расстаться с психологией дублирования ведения классных журналов в режимах онлайн и офлайн.

Еще раз подчеркну, что дублировать информацию в письменном виде не нужно.

Система «Kundelik» работает в школах, подключенных к высокоскоростному интернету. В школах с низкой скоростью Интернета или где его пока все еще нет, ведение классных журналов ведется в традиционной форме. Этот вопрос – одна из задач, которую МОН РК решает совместно с профильными министерствами, ведомствами и местными исполнительными органами.

Вопрос повышения заработной платы учителя. С 2016 года введена новая модель оплаты труда, которая позволяет увеличить зарплату, в среднем по сфере образования, на 29%.

С 2017 года внедрена новая доплата за преподавание предметов естественно-научного направления на английском языке в размере 200% от базового должностного оклада.

Учителям, работающим в режиме эксперимента, из местного бюджета устанавливается доплата в размере 40% от базового должностного оклада.

Оксана, что касается учителей, работающих по апробации в вашей школе и не получающих доплату, по этому вопросу мы разбираемся и в ближайшее время эта проблема будет решена, а виновные будут привлечены к ответственности.

В настоящее время Министерством предлагается ряд мер по увеличению заработной платы, в том числе, по увеличению размера доплаты за классное руководство и проверку тетрадей.

С 2018 года введены еще две новые доплаты: за работу в условиях обновленного содержания образования (30% от должностного оклада) и за подтвержденную квалификацию педагогического мастерства (от 30% до 50% от должностного оклада).

Вы знаете, что в стране вводится подушевое финансирование и в каждой школе действуют попечительские советы. По решению попечительских советов финансовые средства будут распределяться на нужды школы, при чем не только на улучшение материально-технической базы, но и на доплату к заработной плате высококвалифицированных педагогов, на создание и введение новых штатных единиц, к таким, например, как Вы пишите, помощник учителя и другие.

Проведение рейтинга школ не регламентировано ни одним нормативным документом, он не должен проводиться ни органами управления образования, ни местными исполнительными органами.

Никто не вправе заставлять учителя участвовать в различных профессиональных конкурсах, тем более - в платных.

Остальные вопросы, затронутые в Вашем письме, найдут свое решение в рамках Закона «О статусе педагога», разрабатываемому по поручению Главы государства. Будущий Закон будет способствовать качественному улучшению правового положения педагогов, гарантий их социальной защищенности.

Будет предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в случаях нарушения интересов педагога, в том числе, за привлечение педагога к выполнению функций, не связанных с его профессиональной деятельностью, за незаконное требование составления различных отчетов и информаций, не входящих в профессиональные обязанности педагога, за непредвиденные проверки деятельности учителя. А также за необоснованное вмешательство в профессиональную деятельность педагога, унижение чести и достоинства педагога, незаконные сборы с заработной платы педагога. Запрещается возлагать на педагога приобретение каких-либо товарно-материальных ценностей для обеспечения учебного или воспитательного процесса за счет собственных средств.

Кроме того, предусматривается право педагога на два выходных дня (суббота, воскресенье) при пятидневной учебной неделе, о которых Вы упоминали. 
В настоящее время Законом РК «Об образовании» регламентирована 18-тичасовая учебная недельная нагрузка учителя. В законопроекте предусмотрена компетенция Министерства по определению нормативной учебной нагрузки в целях снижения нагрузки учителя.
Законопроект, принятие которого планируется в июне 2019 года, должен предусмотреть все стимулы для учителей и работников дошкольных организаций, сократить нагрузку, оградить от непредвиденных несвойственных функций, а главное – поднять престиж профессии педагога, поднять его статус в обществе.

Прошу Вас, в Вашем лице всю педагогическую общественность, принять активное участие в обсуждении данного судьбоносного для каждого учителя документа.

Уважаемая Оксана Александрова! 
Как политический служащий, начинавший свой трудовой путь от сельского учителя и не понаслышке знающий проблемы учительства, благодарю Вас за искренность, неравнодушие и активную гражданскую позицию. 
Именно такие искренние, переживающие за учителей и школу, люди способны содействовать изменениям, так необходимым системе образования страны. 
Только совместными усилиями самих учителей, профсоюзов, органов управления образования, гражданского общества мы сможем улучшить положение педагогов страны. Буду рада познакомиться с Вами лично.

С уважением и признательностью,
вице-министр образования и науки Республики Казахстан Э.Суханбердиева

Источник фото: tengrinews.kz



Чтобы оставлять комментарии авторизуйтесь

Обсуждение не найдено