При нем активно заговорили о важности раннего развития детей. Период работы министра совпал с активным строительством частных детсадов, благодаря активному привлечению инвесторов, в 2018 году охват детей дошкольным образованием составил 95 процентов. В школах при Ерлане Сагадиеве начался активный переход на обновленное содержание и уже на сегодня 72,6% учащихся школ перешли на обновленное содержание по опыту Назарбаев интеллектуальных школ. Была начата работа по внедрению английского языка, если в 2016 году преподавание на английском в стране осуществляли лишь две тысячи учителей, в прошлом году заявки на прохождение курсов подали 11,5 тысяч человек, из них около трех тысяч уже обучились.
Е.Сагадиев начал активную борьбу с занимавшим много времени учителей ведением документации на бумажных носителях, системой электронных журналов и дневников оказались охвачены более 6 600 школ и 4, 5 млн пользователей. По стране началась кампания по массовому повышению профессионального уровня педагогов, так, в 2018 году курсы повышения квалификации по обновленному содержанию прошли 78 872 учителей. Внедрена новая система аттестации педагогов. Много раз экс-министр с разных трибун заявлял о необходимости освобождения учителей от несвойственных функций, снятии излишней нагрузки. Впервые был утвержден перечень 5 документов, подлежащих заполнению учителями, все остальное объявлено несвойственными функциями. Сагадиевым было предложено освобождение учителей школ от организации и подготовки ЕНТ: учителя должны заниматься только обучающим процессом.
При Е.Сагадиеве прошло широкое обсуждение инициированного Президентом проекта закона «О статусе педагога», поступило свыше 40 тысяч предложений, в частности на электронную платформу газеты «Бiлімді ел – Образованная страна». Рабочая группа, профсоюзы, облоно, педвузы обсуждали проект Закона и предложения и во всех областях. Все что с точки зрения бюджета, законов, возможностей государства по социальным гарантиям и с учетом социального равенства учителей с другими сферами, прозвучало, нашло свое отражение в проекте. Далее – при нем был отменен рейтинг школ по ЕНТ, началась борьба с тяжелыми рюкзаками младшеклассников, с чрезмерно утомляющими детей домашними заданиями.
Для развития IT-технологий и робототехники в областях при поддержке местных исполнительных органов стали активно открываться классы робототехники, программирования, 3D-принтинга. Стал ставиться сильный акцент на то, чтобы сократить разрыв по результатам между школами с казахским и русским языком обучения, между городскими и сельскими школами. Начато внедрение подушевого финансирования в Астане, Шымкенте, масштабирование этого проекта на все школы страны начнется с 2020 года.
В сфере ТиПО на основе международных требований получило активное развитие движение WorldSkills – поставлена задача успешного представления своих возможностей нашей учащейся молодежью на мировом уровне, начата профилизация учебных заведений ТиПО. На сегодняшний день сокращено 109 дублирующих и невостребованных специальностей ТиПО – это привело к изменению профиля 66 колледжей и объединению 20 колледжей.
В системе высшего образования для расширения академической и управленческой самостоятельности вузов принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений». Для вузов это стало свежим глотком воздуха. Совместно с 49 зарубежными вузами в 50 вузах ведется обучение по двудипломным образовательным программам. В 2018 году 318 зарубежных ученых приглашены в качестве привлеченных лекторов, принимающие участие в разработке образовательных программ и методических пособий на английском языке. По сравнению с 2017 годом, численность иностранных студентов в вузах Казахстана увеличилась на 7,8 тыс. чел. (в 2017 г. – 13898 чел.). Возрос общий объем образовательных грантов, и сегодня в рейтинге лучших университетов мира QS WUR в 2018 году отмечены 10 казахстанских вузов.
Также можно отметить такие нововведения, как внедрение МОН РК совместно с НПП «Атамекен» системы рейтинга образовательных программ, усиление квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании вузов. Рейтинг образовательных программ был хорошо воспринят общественностью. Для демократизации в школах и вузах, открытости и прозрачности начали вводиться Попечительские и Наблюдательные советы. 22 ректора госвузов избраны через Набсоветы в открытом конкурсе. В сфере науки начала проводиться активная работа по усилению взаимосвязи науки с реальным сектором экономики, коммерциализации результатов научной деятельности.
Сагадиев поддержал создание в Казахстане Лиги академической честности – в целях повышения качества отечественного высшего образования. Начал реформу ННС. В целях прозрачности проект обновленного состава ННС размещен на сайте МОН. Комитету науки недавно поручено, чтобы следующее заседание ННС транслировалось в прямом эфире, а следующее распределение грантов проходило в большом зале с прессой. И также недавно Центр «Дарын» впервые за 20 лет провел конкурс научных проектов в онлайн – режиме.
«Главное чего мы добиваемся – повышения качества образования и ответственности школ, вузов и преподавателей перед населением» – эти слова были сказан на последнем с его участием Августовском совещании педагогов.
В общем, Ерлан Кенжегалиевич Сагадиев работал с огромным энтузиазмом во имя образования Казахстана, с полной самоотдачей. Вероятно, он рад, что на его смену пришел очень мудрый, опытный, авторитетнейший руководитель Куляш Ногатаевна Шамшидинова, которая прекрасно знает систему образования также беззаветно служит интересам педагогов страны. Каке-то в интервью экс-министр сказал: «Сегодняшние школьники будут работать в 2030, 40-е, 50-е годы, в экономике 4.0 и на базе цифровых технологий. А что детям будет необходимо в плане знаний – каждая страна сегодня пока представляет и решает по-своему, но все страны осознают – для человечества нужны четкие новые цивилизационные ориентиры. Хотим или не хотим, Казахстан двигается в фарватере глобальной цивилизации, со всеми вместе». И в этом направлении Е. Сагадиев возложенную на него миссию постарался максимально выполнить, шаг был сделан вперед– это лучше, чем сделать его назад или просто топтаться на месте.
Ляззат ТУРКЕСТАНОВА
Главный редактор газеты «Бiлімді ел – Образованная страна»,
член Общественного совета МОН РК