Реформы, хронические проблемы и инновации: какие непростые задачи решал экс-министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев. Прежде всего он войдет в историю страны как реформатор системы среднего и высшего образования. Он взялся за эти обновления, которые необходимы были нам позавчера: всё было прописано еще в Программе развития образования в 2010 году, а к Болонскому процессу наша страна присоединилась в 2003 году.
Сагадиев начал перезагрузку без отсрочек и оговорок, что «мы еще не готовы и надо подождать». Хотя о них говорили и предшественники, но именно в период его нахождения в министерском кресле случился переход от деклараций к действиям. В среднем мы отставали от систем образования развитых стран на 20 лет, причем это касалось не качества знаний, а методов преподавания. С разницей в десять лет такие реформы в образовании проводили многие страны мира, а мы начали масштабный переход в 2016 году.
Ильдар Тапалов, основатель Стартап-лагеря для подростков Z CAMP, лектор университета AlmaU
Казахстан далеко не первая страна, которая реформирует систему образования и вызывает этим огромное возмущение родителей и учителей. Но школы в том виде, в каком они существуют сейчас, появились в период активной индустриализации. Они даже похожи на заводы и фабрики: дети сидят на смене «от звонка до звонка» и выполняют задания строго по инструкции. То есть старые школы готовили идеальных работников производства. А сегодня экономике нужны специалисты, которые могут думать вне инструкций и находить новые решения для старых задач. Для этого школы должны полностью трансформироваться.
За основу программы обновленного содержания образования была взята модель Назарбаев интеллектуальных школ: 12-летка, трехъязычное обучение и новые программы.
И хотя многие говорили, что нельзя сравнивать НИШ и простую школу, цель реформы заключалась в том, чтобы шагнуть за горизонт, по-новому взглянуть на образование. И в НИШ, и в простой школе можно учить детей мыслить нестандартно и критически, самим добывать и обрабатывать знания. В этом суть обновленного подхода.
Реформы оказались столь кардинальными, что повергли в шок общественность. Интернет-сообщество прорвало: «замахнулся на святое – советское образование», «меняет учебники, по которым учились наши отцы», «отказывается от пятибалльного оценивания и вводит формативное!».
Да, новые учебные программы кардинально отличались от старых, но теперь педагоги могли работать не по шаблонам. Для 1-11 классов утвердили новые стандарты гособразования, программы и несколько типовых учебных планов. Это значит, что у школ появилась возможность самостоятельно выбирать учебные планы. Например, с нагрузкой или без.
Новые учебники не сразу получились идеальными, но и замечания к ним признавало министерство Сагадиева. Этот опыт с учебниками создал прецедент, когда впервые их содержание стали выкладывать на обсуждение журналистов и общественников. Кроме того, с прошлого года министерство обязало издательства выпускать бесплатные электронные версии учебников. Их можно скачать с помощью QR-кода. МОН тогда внесло еще одну поправку: в состав авторского коллектива, который разрабатывает учебник, обязательно должны входить те, кто непосредственно преподаёт в школе, и методисты, а не только ученые-академики или преподаватели вузов.
Экс-министру приходилось преодолевать сопротивление и внутрикорпоративной среды. Не все педагогическое сообщество приняло эти реформы «на ура». Учителям необходимо было быстро перестраиваться: вникать в систему критериального оценивания, перейти к активным методам обучения (а не «читаем параграф и пересказываем»), учить английский язык.
В итоге, по инициативе Сагадиева, началась кампания по массовому повышению профессионального уровня педагогов. В прошлом году 78 872 прошли курсы повышения квалификации по обновленному содержанию. А около трех тысяч проучились на курсах английского языка, что позволит им со временем вести свои предметы на английском и влиться в инновационную педагогическую среду через мировые онлайн-ресурсы.
Впервые при Ерлане Сагадиеве заговорили о статусе учителя. Потому что перезагрузка школы требовала изменения подходов в организации работы самого педагога: четкий график работы, мотивирующая система аттестации, понятные обязанности и права, а также оплата труда, учитывающая всю многоаспектность работы. И решить эти хронические проблемы наших учителей должен закон «О статусе педагога». Свыше 40 тыс. предложений поступило при обсуждении законопроекта, который будет принят этим летом.
Сагадиев впервые утвердил перечень из пяти документов, которые должны заполнять учителя. Это календарно-тематические и поурочные планы, документы по критериальному оцениванию, проверка дневников и заполнение классного журнала. Причем последние стали вводиться в электронном виде. Эти информационные системы охватили более 6 600 школ и 4,5 млн пользователей.
Экс-министр не раз заявлял о необходимости освободить учителей от несвойственных функций и снять лишнюю нагрузку с них, такую как организацию и подготовку к ЕНТ. Он также отменил рейтинг школ по результатам единого тестирования, который создавал нездоровое давление на учителей.
Министерство ввело стимулирующие надбавки и премии для мотивации работы на результат. Такая система позволяет уходить от тарификации и переходить к контрактным отношениям с учителем. Учителю теперь собираются платить не только за уроки, но и за все виды образовательной деятельности. В итоге уровень оплаты труда педагога будет зависеть не от того, сколько часов он набрал, а в целом от качества его обучения.
Ерлан Сагадиев всегда отмечал, что наши дети очень загружены и предлагал сокращать или объединять некоторые предметы, а также уменьшать задания на дом. Он также сократил продолжительность урока до сорока минут.
При нем было рекомендовано сделать короткую 5-дневную учебную неделю, причем всем классам с 1-го по 11-й. По данным Управлений образования областей и городов, на такой график перешли уже 95% школ. По словам экс-министра, суббота помогает и детям, и учителям восстановиться, больше времени проводить с семьей, заниматься саморазвитием и посещать факультативы.
В последние годы активно продвигаются идеи STEM как инновационного тренда в мировом образовании, объединяющего науку, технологии, инженерию и математику. В такой образовательной среде дети получают знания и сразу учатся их использовать. Сегодня освоение, казалось бы, простых специальностей, требует уже инженерного и IT-образования.
Сагадиев призвал и местные власти, и частные компании открывать классы робототехники, программирования, 3D-печати. Потому что даже один LEGO-комплект в периферийной школе может открыть детям мир больших технологий. Он даже выдал совсем необычную идею – обучать школьников программированию на базе игры Minecraft.
При Сагадиеве выпускные экзамены, как итоговая аттестация, стали проводиться в школах. А ЕНТ служит теперь вступительным экзаменом в вузы и для присуждения образовательных грантов. Изменился и формат заданий в ЕНТ, в которых оценивается функциональная грамотность, а не зубрежка фактов. С 2019 года в Казахстане можно проходить ЕНТ платно четыре раза в год: в январе, марте, июне и августе.
Ерден Шаймардан, директор образовательного центра Nova Education
Для абитуриентов ЕНТ всегда было огромным стрессом. Иногда его плохо сдавали по состоянию здоровья или просто перенервничав, но это приравнивалось чуть ли не к провалу всей жизни. Хорошо, что министерство дало возможность школьникам сдавать тестирование повторно.
Плюс изменилась сама структура ЕНТ, которое стало похожим на зарубежные выпускные экзамены вроде SAT в Америке. Если раньше нужно было зубрить правильные ответы, то теперь ученикам нужно думать, анализировать, сопоставлять. Так как я занимаюсь отправкой студентов за рубеж, то вижу, что после изменения формата университеты, особенно в Китае, начали выдавать гранты на основании результатов ЕНТ. Вообще многие из ТОП-50 мировых вузов стали серьезнее воспринимать наши выпускные экзамены. Это большой плюс для абитуриентов.
При Ерлане Сагадиеве начался переход на подушевое финансирование школ. С 2019-2020 гг. такая система начнет внедряться повсеместно в крупных городах Казахстана.
Подушевое финансирование означает, что государство будет выделять школам средства на обучение детей в зависимости от их численности. Директора школ будут сами распределять бюджет, формировать штатное расписание, назначать заработные платы и т.д. А за этими процессами будут следить наблюдательные советы при школах.
У родителей появится возможность выбрать лучшую школу, а за учеником придут и деньги, которые оставляют около 220 тыс. тенге в год. Новая система будет стимулировать частный сектор открывать новые школы, поскольку в них МОН тоже станет размещать госзаказ. Главный эффект – это развитие конкуренции между учебными заведениями.
В 2017 году запущен проект «Бесплатное профессиональное и техническое образование для всех». Его цель – увеличить в стране на сорок процентов число квалифицированных рабочих. Проект позволяет всем желающим получать бесплатно профтехобразование. А по кредитной системе обучения можно освоить до трех родственных квалификаций.
В этом секторе образования идет переход на дуальное обучение по обновленным европейским программам с внедрением стандартов рабочих профессий WorldSkills. А современный рабочий изучает английский язык, осваивает ІТ-навыки и основы предпринимательства.
Всего в программе «Бесплатное профессиональное и техническое образование для всех» участвует 361 колледж. За четыре года планируют обучить 673 тыс. человек. Программа распространяется на 192 специальности, полный список можно посмотреть на сайте.
При Ерлане Сагадиеве впервые законодательно была закреплена академическая и финансовая свобода вузов, а также выборность ректоров. 22 ректора госвузов избраны через наблюдательные советы в открытом конкурсе. Основная проблема нашей науки – низкий прикладной характер и низкая коммерциализация результатов – побудила МОН принять нормы, которые предполагают, что на этапе подачи заявки у ученых уже должен быть бизнес или университет, готовый софинансировать проект.
Канат Кожахмет, ректор Университета им. Сулеймана Демиреля (SDU)
В последние годы Министерство стало более открытым и начало идти на диалог с вузами. Как результат, мы получили долгожданный закон об автономии вузов. Это очень большой документ, который дает шанс университетам получить независимость в академическом плане: разрабатывать свои учебные программы, привлекать специалистов-практиков. А раньше были очень консервативные нормы, которые не давали нам свободы. Мы получили возможность создавать онлайн-курсы, похожие на Coursera, они теперь тоже могут зачитываться студентам. Вот это, я считаю, самое важное, что сделало МОН для высшего образования.
Впервые за много лет при экс-министре был разрублен «гордиев узел» сплетенных конфликтов интересов, при котором главы Национальных научных советов выделяли гранты на свои же проекты. Многие ученые не раз заявляли о непрозрачности этих советов. Теперь же процесс формирования советов и распределение научных грантов станет максимально открытым. Так, кандидатуры будут открыто обсуждаться на сайте МОН. А следующие заседания научных советов уже пройдут в зале с участием прессы, с трансляцией в онлайн-режиме, а также под наблюдениемантикоррупционщиков, прокуроров и членов счетного комитета.
С приходом Сагадиева улучшилась ситуация с отбором кандидатов на получение межправительственных зарубежных грантов. По его инициативе была сформирована Комиссия из депутатов Сената, Мажилиса, представителей НПО, СМИ и посольств соответствующих иностранных государств. При этом в состав комиссии не вошли сотрудники МОН. Всего в 2018 году странами-партнерами для казахстанцев выделено около 10 тыс. грантов.
Ардак Бердибеков, основатель образовательного портала Neupusti.net
Сейчас гранты курирует «Центр международных программ», и вся процедура отбора стала прозрачнее. Раньше имена обладателей грантов публиковали уже по факту на сайте министерства. И не было понятно, как они распределялись. Не всегда даже можно было дозвониться по указанным номерам и банально спросить – приняли ли твои документы, что оценивает комиссия и т.д. А сейчас Центр стал делать открытые анонсы по всем каналам, увеличился охват претендентов. И, конечно, улучшилось обслуживание – элементарно теперь можно позвонить и проконсультироваться, прийти в офис. Увеличилось количество грантов и стран-партнеров, куда можно уехать. Кстати, решение о присуждении грантов принимает не казахстанская сторона, а правительства тех стран, которые их выделили. Наша сторона только проводит прием документов, проверяет их и формирует списки претендентов.
При экс-министре стала прозрачной система учета и передача в семьи детей-сирот. Раньше, желающие усыновить ребенка, сталкивались с очень сложными бумажными процедурами, а также волокитой директоров детских домов и органов опеки. Это создавало коррупционную среду и мешало многим родителям добиться цели – усыновить ребенка.
В 2016 году заработал Республиканский банк данных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, который стал реально помогать усыновителям. В этой базе оцифрованы анкеты всех детей, находящихся в детских домах. Чтобы усыновить ребенка, будущим родителям необходимо подать электронное заявление через Egov.kz. В течение 10 рабочих дней проверяются данные об отсутствии судимости, размере дохода, жилищных условиях и т.д. И при положительном решении органы опеки передают логин и пароль для входа в базу данных, которая помогает найти ребенка.
Кстати, в новой системе наконец были убраны ограничения, которые не позволяли приемным родителям усыновлять ребенка из другого региона.
Три года назад Ерлан Сагадиев взял на себя смелость кардинально поменять систему образования. И реакция на реформу показала, что это не только структурные изменения, но и ломка ментальности. Сегодня он принял решение не продолжать деятельность в качестве министра. Почти все задачи, которые перед ним стояли, выполнены, и новый министр Куляш Шамшидинова, возглавлявшая систему НИШ, вероятно продолжит изменения в том же фарватере.
А что будет делать дальше экс-министр образования? Учиться и снова учиться. В его планах пройти годичную программу лидерства Advanced Leadership Initiative в Гарварде, которая готовит профессионалов к решению задач в социальном секторе.