При нем активно заговорили о важности раннего развития детей. Период работы министра совпал с активным строительством частных детсадов, благодаря активному привлечению инвесторов, в 2018 году охват детей дошкольным образованием составил 95 процентов. В школах при Ерлане Сагадиеве начался активный переход на обновленное содержание и уже на сегодня 72,6% учащихся школ перешли на обновленное содержание по опыту Назарбаев интеллектуальных школ. Была начата работа по внедрению английского языка, если в 2016 году преподавание на английском в стране осуществляли лишь две тысячи учителей, в прошлом году заявки на прохождение курсов подали 11,5 тысяч человек, из них около трех тысяч уже обучились.
Е.Сагадиев начал активную борьбу с занимавшим много времени учителей ведением документации на бумажных носителях, системой электронных журналов и дневников оказались охвачены более 6 600 школ и 4, 5 млн пользователей. По стране началась кампания по массовому повышению профессионального уровня педагогов, так, в 2018 году курсы повышения квалификации по обновленному содержанию прошли 78 872 учителей. Внедрена новая система аттестации педагогов. Много раз экс-министр с разных трибун заявлял о необходимости освобождения учителей от несвойственных функций, снятии излишней нагрузки. Впервые был утвержден перечень 5 документов, подлежащих заполнению учителями, все остальное объявлено несвойственными функциями. Сагадиевым было предложено освобождение учителей школ от организации и подготовки ЕНТ: учителя должны заниматься только обучающим процессом.
При Е.Сагадиеве прошло широкое обсуждение инициированного Президентом проекта закона «О статусе педагога», поступило свыше 40 тысяч предложений, в частности на электронную платформу газеты «Бiлімді ел – Образованная страна». Рабочая группа, профсоюзы, облоно, педвузы обсуждали проект Закона и предложения и во всех областях. Все что с точки зрения бюджета, законов, возможностей государства по социальным гарантиям и с учетом социального равенства учителей с другими сферами, прозвучало, нашло свое отражение в проекте. Далее – при нем был отменен рейтинг школ по ЕНТ, началась борьба с тяжелыми рюкзаками младшеклассников, с чрезмерно утомляющими детей домашними заданиями.
Для развития IT-технологий и робототехники в областях при поддержке местных исполнительных органов стали активно открываться классы робототехники, программирования, 3D-принтинга. Стал ставиться сильный акцент на то, чтобы сократить разрыв по результатам между школами с казахским и русским языком обучения, между городскими и сельскими школами. Начато внедрение подушевого финансирования в Астане, Шымкенте, масштабирование этого проекта на все школы страны начнется с 2020 года.
В сфере ТиПО на основе международных требований получило активное развитие движение WorldSkills – поставлена задача успешного представления своих возможностей нашей учащейся молодежью на мировом уровне, начата профилизация учебных заведений ТиПО. На сегодняшний день сокращено 109 дублирующих и невостребованных специальностей ТиПО – это привело к изменению профиля 66 колледжей и объединению 20 колледжей.
В системе высшего образования для расширения академической и управленческой самостоятельности вузов принят Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам расширения академической и управленческой самостоятельности высших учебных заведений». Для вузов это стало свежим глотком воздуха. Совместно с 49 зарубежными вузами в 50 вузах ведется обучение по двудипломным образовательным программам. В 2018 году 318 зарубежных ученых приглашены в качестве привлеченных лекторов, принимающие участие в разработке образовательных программ и методических пособий на английском языке. По сравнению с 2017 годом, численность иностранных студентов в вузах Казахстана увеличилась на 7,8 тыс. чел. (в 2017 г. – 13898 чел.). Возрос общий объем образовательных грантов, и сегодня в рейтинге лучших университетов мира QS WUR в 2018 году отмечены 10 казахстанских вузов.
Также можно отметить такие нововведения, как внедрение МОН РК совместно с НПП «Атамекен» системы рейтинга образовательных программ, усиление квалификационных требований, предъявляемых при лицензировании вузов. Рейтинг образовательных программ был хорошо воспринят общественностью. Для демократизации в школах и вузах, открытости и прозрачности начали вводиться Попечительские и Наблюдательные советы. 22 ректора госвузов избраны через Набсоветы в открытом конкурсе. В сфере науки начала проводиться активная работа по усилению взаимосвязи науки с реальным сектором экономики, коммерциализации результатов научной деятельности.
Сагадиев поддержал создание в Казахстане Лиги академической честности – в целях повышения качества отечественного высшего образования. Начал реформу ННС. В целях прозрачности проект обновленного состава ННС размещен на сайте МОН. Комитету науки недавно поручено, чтобы следующее заседание ННС транслировалось в прямом эфире, а следующее распределение грантов проходило в большом зале с прессой. И также недавно Центр «Дарын» впервые за 20 лет провел конкурс научных проектов в онлайн – режиме.
«Главное чего мы добиваемся – повышения качества образования и ответственности школ, вузов и преподавателей перед населением» – эти слова были сказан на последнем с его участием Августовском совещании педагогов.
В общем, Ерлан Кенжегалиевич Сагадиев работал с огромным энтузиазмом во имя образования Казахстана, с полной самоотдачей. Вероятно, он рад, что на его смену пришел очень мудрый, опытный, авторитетнейший руководитель Куляш Ногатаевна Шамшидинова, которая прекрасно знает систему образования также беззаветно служит интересам педагогов страны. Каке-то в интервью экс-министр сказал: «Сегодняшние школьники будут работать в 2030, 40-е, 50-е годы, в экономике 4.0 и на базе цифровых технологий. А что детям будет необходимо в плане знаний – каждая страна сегодня пока представляет и решает по-своему, но все страны осознают – для человечества нужны четкие новые цивилизационные ориентиры. Хотим или не хотим, Казахстан двигается в фарватере глобальной цивилизации, со всеми вместе». И в этом направлении Е. Сагадиев возложенную на него миссию постарался максимально выполнить, шаг был сделан вперед– это лучше, чем сделать его назад или просто топтаться на месте.